Контакты
 
Главная » Иосиф Александрович Дриц » »

Александрович Дриц.

Он был директором нашей 11 школы на протяжении  33 лет.

Всю свою жизнь Дриц посвятил школе,

Он родился в 1915 году в большой семье, где было шестеро детей. После семилетней школы был направлен в педагогический техникум, а потом -  учителем Читинскую область. Из-за болезни сердца ему разрешают вернуться в Иркутск, где молодой энергичный учитель работает сначала в Гороно, а потом завучем  в 26 школе. Одновременно он оканчивает педагогический институт.

  С 1943 году его перевели на новую должность. Он возглавил мужскую среднюю школу №11. И.А. Дриц всегда был активной и инициативной личностью, а, став директором, он смог воплотить в жизнь свои задумки.

 

С его приходом многое изменилось в школе, которая на десять лет стала единственной средней мужской школой вИркутске. Первый  доклад на первом педагогическом совете 30 августа 1943года был посвящен дисциплине. А 1 сентября на первой линейке, первый раз открывавшей новый учебный год, новый директор обратился к ученикам с пламенной речью, в которой сказал, что учеба – такая же помощь фронту, как работа на заводе, что из плохого ученика хороший боец не получится. Чтобы помочь быстрее разбить фашистов, надо хорошо учиться и быть дисциплинированным.

Спустя несколько лет работы благодаря его стараниям 11 школа стала одной из самых лучших школ города. В книге «Записки изгоя» журналист Лев Сидоровский вспоминает: «В конце 1945 года мне  выпало поменять учебное заведение - мужская школа №11, носящая имя В.В.Маяковского, которую возглавлял знаменитый директор – Иосиф Александрович Дриц,  считалась в городе самой лучшей. Однако первые уроки выявили полную мою безграмотность. И неудивительно, ведь ни математикой, ни историей, ни географией мы в 30-й не занимались. А в 11-й с третьего класса изучали английский язык. В общем, сразу оказался я почти круглым двоечником. И услышал от самого директора жесткое условие: или к 1 марта всё исправляю – или до свидания!...К 1 марта из двоечника стал отличником и впредь всегда был среди первых.» Через несколько страниц опять восклицание: «Особый поклон нашему директору!»

 Известному журналисту, тогда третьекласснику, запомнился английский язык. А самым первым новшеством 11 школы был приём в первые классы …семилеток, а не детей 8 лет, как тогда полагалось. Потом было еще немало экспериментов. Что-то прижилось в школе, что-то отпало.

 Дриц был новатором и старался поддерживать новые идеи, которые предлагалось реализовывать в школах. Однако он отнюдь не слепо следовал за нововведениями, а поддерживал лишь то, что считал интересным и необходимым. Так в  школе в числе первых была введена система кабинетного образования, технические средства обучения: кинопроекторы, магнитофоны, простейшие вычислительные устройства. Но самым важным было, конечно, появление профильных классов.

 С 1962 года и по сей день в нашей школе углублённо изучают математику и другие предметы. А начиналось это тогда, когда правительство делало упор на обучение рабочим профессиям. Инициатива Дрица была встречена без восторга. Но время показало, что он был прав. Примеру одиннадцатой последовала 19 школа в Академгородке, а позднее - многочисленные лицеи и гимназии. 

 Конечно, Иосиф Александрович делал все это не один - ему помогал замечательный коллектив талантливых учителей, но благодаря тому уважению и доверию, которые он внушал всем окружающим, не прилагая никаких усилий, его слушали и поддерживали.

Работать в большом сложном коллективе среди женщин было не просто. Иосиф Александрович был чуток и тактичен. Он никогда не выносил на всеобщее обозрения те замечания, которые делал своим подопечным. Все эти разговоры проходили в его кабинете за плотно закрытой дверью. То, что там происходило, за этой дверью, знают лишь те, кому приходилось выслушивать выговоры от Дрица. И, по их словам, он высказывал все очень жестко, но при этом точно и справедливо. За это его нельзя было не уважать.

 

Однако, если у кого-то из его друзей, знакомых, коллег или учеников вдруг случалось что-то серьезное, они знали, что можно прийти к нему, и он выслушает, а если сможет, то даст дельный совет. Дриц был одним из тех людей, которые переживают и заботятся о других куда как больше, чем о себе самом.

Директор сидел в своем кабинете каждый день, выходных для него не существовало. Он приходил раньше всех, а уходил позднее остальных учителей. Он всегда искал, что можно изменить, что улучшить, чего не хватает. Именно он стал основоположником многих традиций, некоторые из которых сохранились в стенах 11 школы до сих пор. Например, Праздник  «За честь родной Школы». Этот праздник был организован Иосифом Александровичем в первый школьный юбилей в1955году и отмечается по сей день.

Он буквально заражал  всех учителей своим желанием привнести что-то новое в школьную жизнь. Под его руководством были осуществлены многие идеи: школьная радиогазета, «первая суббота февраля», школьный театр.

Много лет, до 1984 года, в стенах школы в первую субботу февраля встречались выпускники разных поколений.

Школьная радиогазета выходила раз в неделю, голоса юных дикторов звучали из динамиков, которые находились в каждом классе. Раз в месяц выходила общешкольная газета «Вперёд», где пробовали перо будущие литераторы. Работал кружок автодела. Юные туристы выезжали на Байкал, путешествовали по городам Союза.

И это все, не считая различных спектаклей, которые ставились на школьной сцене, хора, оркестров, ансамблей!  

Школьным театром руководили известные иркутские актеры: Г.А. Крамова и И.А. Рукер.

Во всех этих делах живейшее участие принимают ученики. Один пробует свои силы, а другой находит свою профессию. Кто-то стал биологом после того, как поработал с растениями в саду, кто-то физиком, кто-то журналистом, писателем, врачом, инженером.  А были и такие, кто приходил потом в 11 школу в качестве преподавателя. И Иосиф Александрович радовался возвращению своих «птенцов» (Так он называл своих учеников). В стенах родной школы трудились: учитель рисования Е.В.Любенков, учитель английского Е.Н. Бройда, учитель математики С.В. Гершпилель. До сих пор работают его ученицы Н.Б.Афанасьева и А.Г.Садовская.  А в школу возвращаются работать уже их ученики – это тоже стало традицией.

 И спустя много лет он узнавал их, сразу обращаясь по имени, расспрашивал о жизни. А бывшие ученики не могли понять, как он может помнить всех, их имена, семьи. Но таким он был: внимательным и чутким.

Иосиф Александрович проработал в школе до 1976 года.

Он не останавливался на достигнутом, не почивал на лаврах. Он пытался заглянуть в будущее, заботился о, воспитании преемственности поколений.

 В 1967 году на здании школы открываются две мемориальные доски о погибших выпускниках. Переулок Связи переименовывается в переулок Богданова. В 1975 году ученики школы первыми в районе и третьими в городе заступают на почетную вахту у Вечного огня.